Основные принципы в изучении китайского языка детьми

Валерия Алексеева – основатель «Школы китайского языка Валерии Алексеевой», переводчик, кандидат педагогических наук рассказала «МК в Ленинградской области» основные принципы в изучении китайского языка детьми с нуля.


Как начать учить китайский язык?

Первый вариант – изучение языка начинается с интереса самого ребенка, который, увидев привлекательность китайского языка, начинает самостоятельно искать ресурсы – песни, приложения, блоги. Это идеальный случай, когда ребенок увлечен и не нуждается в дополнительной мотивации.

Второй вариант – изучение китайского языка становится инициативой родителей, которые хотят расширить кругозор ребёнка или думают о будущем: бизнес с Китаем, востребованность, престиж. Это вполне понятная мотивация. Однако прежде чем записывать ребёнка на курс, важно задать себе честный вопрос: «Это действительно его интерес или моя мечта?»

Один из разумных шагов – попробовать язык сначала самому: пройти мини-курс, установить приложение или взять несколько занятий с преподавателем. Некоторые родители даже учатся параллельно с детьми, и это даёт отличные результаты. Такая вовлечённость позволяет не только понимать, чем занимается ребёнок, но и поддерживать его, когда возникнут сложности – а они обязательно будут.

Особое внимание стоит уделить восприятию китайского языка на слух. Если ребёнку не нравится, как он звучит, – не спешите. Лучше сначала заинтересовать его Китаем: культурой, мультфильмами, праздниками, кухней. Интерес к языку может прийти позже, когда появится эмоциональная связь со страной.

Важно помнить: аргументы «это перспективно», «это нужно для будущей профессии» работают только с подростками, которые уже способны логически выстраивать и удерживать долгосрочную цель. С младшими детьми действует только личный интерес, удовольствие от занятий и поддержка родителей.


Как выбрать формат занятий?

На следующем шаге важно выбрать офлайн или онлайн занятия подходят ребенку и родителям. Некоторые родители бывают категорически против онлайн-занятий и не учитывают, что младший член семьи уже давно адаптировался к этой форме, ему комфортно и, главное, обучение эффективно.

Сейчас существуют пособия и программы обучения китайскому языку для любого формата и возраста. Я бы выделила: 5-7 лет (год до школы и первый класс), где на уроках еще много игр, далее 2-5 и 5-8 класс, подростки 9-11 классов и первокурсники.

Смешанные разновозрастные группы (например, 1 и 5 и старше класс) – это всегда большая нагрузка на педагога, которому нужно владеть большим арсеналом инструментов для организации учебного процесса. В таких группах, на мой взгляд, эффективность под большим вопросом.

К слову о групповых занятиях, язык – это прежде всего коммуникация, а значит, чем больше языкового опыта будет накапливаться у вашего ребенка, тем лучше. Разные учителя, несколько одногруппников – однозначно стоит приветствовать!

Индивидуальные занятия только в случае решения конкретной задачи в конкретные сроки – подготовить к сдаче HSK, сдать экзамен на определение уровня владения китайским языком, подготовить к собеседованию в китайский университет и другое.

Добавлю, что до 5 класса включительно (а в больших городах может быть и дольше) важна близость, в случае выбора офлайн формата, к дому. Найти великолепного специалиста/языковую школу на другом конце города в итоге окажется плохой идеей. Я всегда говорю – не создавайте дополнительных сложностей себе самим, они есть, уже существуют и без вашего посильного участия.


Как выбрать школу или учителя китайского языка?

Финальный и важнейший этап – выбор преподавателя или школы. После того как вы изучили формальные признаки – как долго работает организация, есть ли лицензии, какой у преподавателя опыт, – наступает момент довериться себе и ребёнку.

Обратите внимание: студенты старших курсов профильных вузов часто оказываются отличными наставниками. Они заряжены энтузиазмом, легко находят общий язык с детьми, приносят в занятия живой интерес и широкий культурный контекст. Педагогическая лицензия или диплом – это, конечно, плюс, но не гарантия того, что урок будет увлекательным и полезным. А положительные отзывы в интернете всё чаще требуют критического восприятия.

Лучше всего – сходить на пробное занятие. Не жалейте времени и даже небольшой оплаты: именно личный опыт и впечатление помогут принять решение. После урока обсудите с ребёнком: что понравилось, что запомнилось, хочется ли продолжать. Если урок прошёл с интересом, есть желание вернуться – значит, вы на правильном пути. Не стесняйтесь сравнивать: познание всегда начинается с сопоставления.

Та же логика подходит и к онлайн-обучению. Сейчас существует множество приложений и цифровых инструментов, в том числе – общение с Искусственным Интеллектом на китайском языке, которое тоже может стать полезным и увлекательным опытом. Главное – не забывать, что цели могут меняться, и подход к обучению тоже. А когда наступает период спада мотивации, именно взрослый рядом помогает сохранить устойчивость, учит ребёнка быть последовательным, ответственным и доводить начатое до результата.

Кстати, свой путь в китайском языке я начала в 13 лет: увидела объявление о школьном обмене с КНР, представила улочки китайского города (тогда это оказался Шанхай), вдохновилась – и уже через полгода училась в школе города Чанчунь. Всё начинается с интереса – дайте ему шанс проявиться.

Источник – «МК в Ленинградской области»


Хочу начать учить китайский язык!